Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какой фактор стал решающим для римлян в переходе от язычества к христианству?

ОбществоИстория+3
Алексей Перцев
  ·   · 4,3 K
История, философия, беседы за жизнь  · 28 окт 2020

Сначала - методологическое замечание: в основе исторического развития человечества НИКОДА ни одна религия не имела фактор значимости своего превосходства в морали, этики или каких либо других духовных понятий. Потому что любая религия это и есть своеобразный "кодекс" человеческой морали и этики. А значит, когда идет смена религий ВСЕГДА происходят два противоречивых процесса: процесс деградации моральных устоев уходящего общества и постепенная выработка сколько не новых, а продолжение и получение других форм замещающих понятий и культов новой религии взамен старых верований.

С другой стороны, любая религия являлась и является одним из форм политической борьбы. Христианство в этом смысле - не исключение. Просто за прошедшие столетия бесконечное философствование на религиозные темы полностью нивелировали исторические события конца третьего века и начала четвертого, из которых многое было просто забыто или искусственно умалчивали в силу... "главной темы" - темы превосходства христианства над язычеством.

На самом деле ситуация в то время не располагала к "превосходству" одной религии над другой. В силу многообразного и широкого "соревнования" между целым рядом религий Имперского Рима, христианство как религия нового типа получила сравнительно широкое распостранение в силу следующих причин:

  • от иудаизма христианство переняло особенность культа, которая заключалась в том, что его предметом были так называемые "святые писания" - тексты. Сами тексты носили наглый и нахрапистый характер агитационно-идеологической литературы, увлекая своих читателей и слушателей как идеями после смертного воздаяния, так и многочисленным чудесам пророка Иисуса Христа. Ведь у римлян были так называемые "сивиловые книги", но их использование носило чисто жреческий и узкий характер, в то время как "евангелия", говоря современным языком, стали широкой и доступной "рекламой" новой веры;

  • "партийная организация" христианства, которая стала слепком бюрократической системы имперской структуры Рима, на начальном этапе имеющая широкие горизонтальные ветви самоуправления в виде руководства общин епископами и мелкими их служащими - дьками, например ;

  • постоянная переработка, исправления, дополнении и выдвижение как новых религиозных понятий (как Троица, например) в постоянной борьбе и спорах христианских богословов с учетом реальных настоящих требований общества и времени. В отличии от других верований того периода, концепция которых мало подвергалась изменениям своих догматов.

-

На основе выше указанного, христианство стало популярным в первую очередь - в провинциях Рима: Северной Африки, Египте, Сирии и в Малой Азии. Постепенно из религии люмпен пролетариата римских городов, христианство стали принимать и представители высшего сословия римского общества, что стало причиной укрепления провинциальных группировок в вечной борьбе за власть.

Если Диолетиан издавал указы преследования христиан в отместку игнорирования попытки воссоздать императором древнюю римскую религию, то последующие гонения носили чисто политический характер, в которой поднимающийся голос провинций становился сильнее...

Константин потому и выбрал христианство, что в борьбе за власть, он получал поддержку провинциальной аристократии и народа.

Причем император понимал, что с тем бардаком в христианских воззрениях и понимания веры, создать единую государственную религию - невозможно. А потому по его личному указу в 325 году со всей империи были собраны около трехсот епископов христианских общин (позже - епархий), и император поставил перед ними задачу выработать каноны веры. В частности, одним из главных канонов стал канон единосущности Бога Отца и Бога Сына (при Феодосии в 392 году был добавлен и Святой Дух). Хотя споры вокруг этого канона были особенно ожесточенные. Дошло даже до драки между "святыми отцами", один из которых - Арий, противник такого понимания, был сослан на Дунай к варварам.

Религиозная реформа Константина успокоила провинции, а главное дало возможность привлекать в армию новобранцев новой веры, чему так усердно агитировали почти все епископы христиан.

Тем не менее, в конце своей жизни Константина крестил именно арианский священник. Это говорит о том, что сам император был далек от богословских споров и противоречий.

Юлиан попытался возродить язычество на основе создания новой организации жреческих коллегий и реформировании религиозных верований. Но "поезд давно ушел" и его попытка провалилась.

А при Феодосии наступила реакция христианства на язычество. Последнее было полностью запрещено: разрушались языческие храмы или их перестраивали в церкви, сжигались библиотеки античной литературы, разбивались скульптуры и культурные памятники язычества...

PhD, senior scientist AI, неандерталец  · 1 февр 2016
А если говорить о факторе, который стал решающим для ВСЕХ римлян, то его звали Флавий Феодосий Август, он же Феодосий I Великий, который своими эдиктами и декретами 381-392 годов запретил на территории империи исповедание любых... Читать далее
Искусствовед, журналист  · 1 февр 2016
Имя этого фактора - Флавий Валерий Аврелий Константин, он же Константин I или Великий, он же святой равноапостольный царь Константин, принявший в 313 году Миланский эдикт, который признавал христианство, как одну из... Читать далее
Студент школы филологии НИУ ВШЭ  · 24 мар 2016
Ко всему вышесказанному стоит добавить, что еще с первого века множество римлян, причем и знатных тоже, принимают христианство, несмотря на всю опасность такого положения. Это связано с тем, что христианство стало первой... Читать далее
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат истори...  · 11 февр 2016  ·
dies_civilis
Позволю себе не согласиться ни с одним из ответов, особенно по Константину. И сам Константин, и его правительство провозгласили, а затем поддерживали политику веротерпимости. Совершенно верным было упоминание Миланского эдикта... Читать далее
1 эксперт согласен
Упомяну, что г-н Миролюбов является (одним из немногих в нашей стране, к слову) специалистом как раз по эпохе... Читать дальше