Сначала - методологическое замечание: в основе исторического развития человечества НИКОДА ни одна религия не имела фактор значимости своего превосходства в морали, этики или каких либо других духовных понятий. Потому что любая религия это и есть своеобразный "кодекс" человеческой морали и этики. А значит, когда идет смена религий ВСЕГДА происходят два противоречивых процесса: процесс деградации моральных устоев уходящего общества и постепенная выработка сколько не новых, а продолжение и получение других форм замещающих понятий и культов новой религии взамен старых верований.
С другой стороны, любая религия являлась и является одним из форм политической борьбы. Христианство в этом смысле - не исключение. Просто за прошедшие столетия бесконечное философствование на религиозные темы полностью нивелировали исторические события конца третьего века и начала четвертого, из которых многое было просто забыто или искусственно умалчивали в силу... "главной темы" - темы превосходства христианства над язычеством.
На самом деле ситуация в то время не располагала к "превосходству" одной религии над другой. В силу многообразного и широкого "соревнования" между целым рядом религий Имперского Рима, христианство как религия нового типа получила сравнительно широкое распостранение в силу следующих причин:
от иудаизма христианство переняло особенность культа, которая заключалась в том, что его предметом были так называемые "святые писания" - тексты. Сами тексты носили наглый и нахрапистый характер агитационно-идеологической литературы, увлекая своих читателей и слушателей как идеями после смертного воздаяния, так и многочисленным чудесам пророка Иисуса Христа. Ведь у римлян были так называемые "сивиловые книги", но их использование носило чисто жреческий и узкий характер, в то время как "евангелия", говоря современным языком, стали широкой и доступной "рекламой" новой веры;
"партийная организация" христианства, которая стала слепком бюрократической системы имперской структуры Рима, на начальном этапе имеющая широкие горизонтальные ветви самоуправления в виде руководства общин епископами и мелкими их служащими - дьками, например ;
постоянная переработка, исправления, дополнении и выдвижение как новых религиозных понятий (как Троица, например) в постоянной борьбе и спорах христианских богословов с учетом реальных настоящих требований общества и времени. В отличии от других верований того периода, концепция которых мало подвергалась изменениям своих догматов.
-
На основе выше указанного, христианство стало популярным в первую очередь - в провинциях Рима: Северной Африки, Египте, Сирии и в Малой Азии. Постепенно из религии люмпен пролетариата римских городов, христианство стали принимать и представители высшего сословия римского общества, что стало причиной укрепления провинциальных группировок в вечной борьбе за власть.
Если Диолетиан издавал указы преследования христиан в отместку игнорирования попытки воссоздать императором древнюю римскую религию, то последующие гонения носили чисто политический характер, в которой поднимающийся голос провинций становился сильнее...
Константин потому и выбрал христианство, что в борьбе за власть, он получал поддержку провинциальной аристократии и народа.
Причем император понимал, что с тем бардаком в христианских воззрениях и понимания веры, создать единую государственную религию - невозможно. А потому по его личному указу в 325 году со всей империи были собраны около трехсот епископов христианских общин (позже - епархий), и император поставил перед ними задачу выработать каноны веры. В частности, одним из главных канонов стал канон единосущности Бога Отца и Бога Сына (при Феодосии в 392 году был добавлен и Святой Дух). Хотя споры вокруг этого канона были особенно ожесточенные. Дошло даже до драки между "святыми отцами", один из которых - Арий, противник такого понимания, был сослан на Дунай к варварам.
Религиозная реформа Константина успокоила провинции, а главное дало возможность привлекать в армию новобранцев новой веры, чему так усердно агитировали почти все епископы христиан.
Тем не менее, в конце своей жизни Константина крестил именно арианский священник. Это говорит о том, что сам император был далек от богословских споров и противоречий.
Юлиан попытался возродить язычество на основе создания новой организации жреческих коллегий и реформировании религиозных верований. Но "поезд давно ушел" и его попытка провалилась.
А при Феодосии наступила реакция христианства на язычество. Последнее было полностью запрещено: разрушались языческие храмы или их перестраивали в церкви, сжигались библиотеки античной литературы, разбивались скульптуры и культурные памятники язычества...