С точки зрения истории литературы и искусства ответы на подобный вопрос не могут быть однозначными по причине того, что философские идеи, восходящие к Фридриху Ницше, получали в условиях XX века значительно различающиеся между собой этико- эстетические интерпретации.
Разговор об этом целесообразно начинать с идеи создающего новый мир нового человека, отринувшего религиозные мотивации собственных действий.
Источником подобного взгляда является сформулированная немецким мыслителем концепция христианства как религии слабых, возникшей в среде рабов - самой низшей и малообразованной части античного социума. В этом аспекте, по мнению Ницше, филолога-классика по образованию, христианство намного уступает буддизму, основы которого проповедовались человеком высшего и даже ученого сословия (трактат "Антихристианин"). Религия рабов (Иисус подвергнут рабской и позорной казни, никогда не применявшейся к римским гражданам) заменила религию подлинных героев-гигантов, стремящихся к прекрасной смерти. "Бог, распятый на кресте, - писал Ницше, - очень опасный символ". Непосредственным же следствием такого взгляда стала идея бунта нового человека против мещанских догм и предрассудков. Нужно помнить, что к началу XX столетия по всей Европе эти догмы связывались с ортодоксальной церковной христианской моралью и в условиях культурного пространства послеоктябрьской России перешли также в советскую литературу, где, однако, получили гуманистическую интерпретацию. В литературе советской эпохи эта интерпретация изолировала концепцию нового человека от второй фундаментальной идеи наследия Ницше.
Такой идеей является провозглашение принципа эстетического имморализма, т.е. способности нового человека переступить черту, обозначенную христианством - религией слабых, быть "по ту сторону добра и зла" - примата прекрасного над нравственным. Простая форма этого принципа ("падающего толкни") прокламирует осознанный разрыв новым человеком, который повинуется лишь собственным желаниям, всех социальных связей, но у Ницше есть и сложная форма этого принципа - идея вечного возвращения, закрытого горизонта и бессмысленности исторического процесса.
В культуре XX века комплекс подобных идей определил собой гамму разнородных явлений - от этики нацизма до эстетики полицейского романа Д. Х. Чейза и тенденций новейшей русской литературы начала XXI столетия.
Конвенции советской эпохи в литературоведении (в чисто философских исследованиях, может быть, они являлись несколько иными - не могу судить об этом в полной мере!) окружали имя Фридриха Ницше ореолом безусловного табу по той причине, что сама эта концепция виделась одним из важнейших теоретических источников идеологии немецкого нацизма.
Однако в начале XX века положение было значительно более сложным. Как нам уже приходилось отмечать, "Заратустра" Ницше вместе с сочинениями Карла Маркса входил в круг чтения любого человека этого времени, претендующего на образование, и потому, например, авторитетные русские критики этого периода (Н. К. Михайловский в их числе) видели последователя Ницше в Максиме Горьком и его героях-маргиналах, стоящих, по выражению того же Михайловского, по ту сторону добра и зла. Сам Горький в то время отнюдь не отрицал подобной связи, о которой он говорил даже в некоторых статьях 1930-х годов. Последний период жизни Горького совпал с зарождением идеологической системы фашизма, и это могло коренным образом влиять на восприятие Ницше самим писателем. Впрочем, объективная связь некоторых этических идей Ницше с воззрениями маргинальных слоев европейского общества XX века предполагалась еще одним современником Горького - испанским классиком этого времени Пио Бароха, заметившим как-то, что "если сочинения Ницше попадут в руки бандитам, для общества возникнет огромная опасность". О некоторых формальных источниках советской эстетики, восходящих к Ницше, литературная наука советского периода намеренно умалчивала, и осуждать ее за это было бы опрометчиво.
Положительная роль этики Ницше отмечалась и в совершенно другом культурном регионе. Создатель интеллектуальной традиции современного Пакистана, как и современной интерпретации исламской этики Мухаммад Икбал, отвергая аморализм Ницше, говорил о плодотворности волевого начала в его концепции, несущей в себе активное преобразование мира и активное начало человеческой личности.
Философские идеи Ницше обосновали существование очень разных, порой радикально противоположных по заряду и содержанию, эстетических систем чуть ли не целого столетия. Сейчас их нельзя и невозможно видеть в черно-белых красках.