Москва. Приехали с подругой чуть после двух, стояли через дорогу от основного места действия. Полиции уже было достаточно, это было очевидно, что их будет много, что будут задержания, не знаю, почему некоторые думали об обратном.
Найдя свободное местечко у ограждения, мы заняли наблюдательную позицию. Не очень-то и хотелось лезть в эпицентр. Там было вполне себе тихо, почти никто ничего не скандировал, но небольшой БУНД всё же был: кто-то уронил заграждение. На дороге стоял гаишник, который свистел всем, кто собирался перейти дорогу посреди проезжей части. Этот же гаишник поднимал заграждение, которое потом вновь опрокидывали. Почему не опрокинули все — вопрос интересный.
Примерно через полчаса от начала появился вертолёт. Опознавательных знаков на нём не было никаких, просто чёрный вертолёт, кружащий над местом событий. С этого момента у меня стали возникать проблемы со связью. Предположил, что в этом виноват вертолёт, подруга так не думала, у неё всё работало, однако когда мы перешли на Пушкинскую площадь, связь перестала работать вовсе. Интернет в частности. Ну то есть мы уже были в непосредственной близи с вертолётом. Вечером "Медуза" писала, что это тоже началось после появления вертолёта, а сегодня у них вышла заметка о том, что оператор заблокировал номер оппозиционера по запросу органов.
Пока стояли, туда-сюда то и дело ездили автобусы с ОМОНом, штук не меньше 10 насчитали за какие-то минут 15. А потом поехали машины потяжелее.
Стало ясно, что на этот раз власти перепугались всерьёз. Что они не просто отправили 2 ОПП ГУВД (полк московского ОМОНа, который как раз специализируется на разгонах митингов, профессионалы своего дела), а прислали ещё дополнительные подкрепления.
Оказавшись почти в самой гуще событий, мы думали найти спокойное место, чтобы посидеть в тени, ибо до того час простояли на солнце, начала жутко болеть голова, ещё этот вертолёт. Не успели мы расположиться, как многие начали убегать, причём не пара-тройка человек, а массово, несколько десятков людей побежало в сторону Малой Дмитровки.
Нарисованные линии — наше перемещение, красная стрелка, собственно, куда все побежали.
Увидели, что идёт кордон ОМОНовцев, тоже принялись эвакуироваться. Позже ОМОН отступил назад, и мы надолго вернулись к площади. Через какое-то время нам снова пришлось бежать — и на этот раз бежало в разы больше, ОМОН просто рандомно хватал всех, кто попадался на пути, бежать пришлось далеко в сравнении с предыдущим разом. Кто-то укрылся в попутных заведениях вроде кафешек или аптек, кто-то, как я, бежал дальше без оглядки. После вновь вернулись на площадь. Там уже было спокойно, но было перекрыто. Стоял плотный кордон ОМОНа. Я подумал, что сейчас будет, как на Манежке в 2013-ом — рассекли толпу на части, кого-то задержали, кого-то просто согнали в метро и прилегающие переулки. ОМОНовцы эти были в полной экипировке: броня, шлема, дубинки наготове. Честно говоря, иногда создавалось ощущение, что началась война. Что всё это вскоре перейдёт в открытые бои.
Вскоре мы отошли подальше от места событий, чтобы выйти на связь с внешним миром, поскольку там связь никак не хотела нормально работать. А тот вертолёт опускался всё ниже и ниже, поднимая с земли пыль и песок, которые летели нам в глаза (как удалось выяснить, вертолёт принадлежит ЦСН СР МВД, возможно, на борту его был вооружённый спецназ).
Мы были вроде на Малой Дмитровке, потом вернулись к площади и заметили, что ОМОН начал зачищать площадь. Ещё через время люди снова побежали, потому что ОМОН начал активное наступление на наши позиции через дорогу. Под мостом, кстати, стоял ещё один автобус с военными Росгвардии, а также рядом были лже-казаки, которые, как я сам видел, избивали противников власти. Полиция при этом бездействовала. Посмотрев различные видео с места событий, я в этом убедился: все они сотрудничают с полицией и им был, по сути, дан карт-бланш на применение безнаказанного насилия. Некоторые активисты били в ответку, некоторые просто старались держаться подальше, поскольку этих "казаков" было много и они были вооружены, как потом выяснится, нагайками.
Ах да, через полчаса от начала митинга появился Навальный, хотя он заявлял, что находится в секретном месте, чтоб его не задержали. Как ему удалось добраться до площади — вопрос интересный. Вокруг него сразу же столпилось много людей, вся площадь к нему стягивалась, но потом сразу же подъехали два автозака и один Largus полицейский. Куда Навального запихнули, я не увидел. Ещё, пока мы стояли на другой стороне, я видел, как на площадь было отправлено не меньше одного взвода (30-50 человек) ОМОНа в полной экипировке. Сначала пошли 10, потом ещё большое количество, стоявший там офицер кричал и показывал типа "ещё-ещё", бойцы всё прибывали и прибывали, реально будто бы война.
ОМОН начал перегорождать Малую Дмитровку со стороны Пушкинской площади, сначала шли не очень быстро, а потом разогнались, пришлось снова бежать. ОМОН продолжал наступать, мы свернули в какой-то переулок, предполагая, что впереди может быть засада, и нас зажмут в коробочку (такой приём уже когда-то применяли несколько лет назад).
Мы хотели покинуть место событий, так как уже всё было разрозненно, в новостях читали, что некоторые вернулись на Площадь, но их уже задержали. Учитывая, что людей было ОЧЕНЬ много, явно больше 1,5 тысяч, о которых сообщили в ГУВД, все они могли разделиться на маленькие группы и пойти по разным улицам. Шли по какой-то улице, но заметили, что впереди перекрыто ОМОНом, сзади тоже наступают ОМОНовцы, мы свернули в переулок, прошли немного туда-сюда, снова кордон, в итоге ещё немного побродив, мы нашли выход на Садовое кольцо.
Чёрточки — кордоны ОМОНа и военных, стрелки — наши перемещения.
Итог можно сказать, что акция удалась. Целью акции любой является привлечь к себе внимание, к проблемам насущным, и люди, вышедшие хоть возле площади, заявили о себе. Но есть и минусы: наше общество до сих пор в статусе "терпилы". Некоторые называют "слабаками", но это не так. Все мы не слабые, просто явно не готовы к тому, чтобы сражаться один на один с ОМОНом, военными и наёмниками различного рода. Поэтому мы терпим. Но когда-то терпение у людей может закончиться, и они бахнут. Когда кого-то задерживают 10 человек на одного, вокруг стоит несколько сотен-тысяч человек — и все просто смотрят. Смотрят и кричат. Единичные бывают случаи, когда пытаются отбить кого-то. Тупо кричать "позор". Ну позор и позор, дальше-то чё? Быть я на месте ОМОНовцев, мне бы было всё равно, а может, даже способствовало моему гневу на митингующих.
Короче, организаторы слились?
У нас в Ярославле очень похоже было 7 октября.
99% старше 18? Вы уверены?
Вы - большая молодец, удачи и успехов)