В психологии есть множество направлений, и, в зависимости от того, к каким из них психолог тяготеет, ответ на ваш вопрос будет отличаться.
Традиционно школы, близкие к психоанализу, психодинамике, придают первым годам жизни крайне большое значение. В популярной психологии на основе этих течений это трансформируется в "всё закладывается до пяти лет", "после трёх уже поздно", и т.п.
Многие другие подходы куда более оптимистично-пофигистичны. В том плане, что человек развивается всю свою жизнь: и волей-неволей, и уж тем более когда этого хочет. Что психика детей очень пластична: попробуй ещё "травмируй", дети в этом плане существа сильно живучие. И что никогда не поздно устроить себе счастливое детство)
На самом деле это была большая еретическая революция в практической психологии: фигли копаться в прошлом, давай-ка, хочешь чего? - Ну и делать давай, а не вспоминать, что там с тобой 30 лет назад приключалось!
Ну, психология так и развивается, от самого Фрейда, - еретики дерзко бунтуют, и становятся солидными классиками, и дерзко бунтуют новые задиры...
Лично мне ближе позиция, что детство важно, но чаще всего ничего там особо фатального не происходит. Скорее, попросту человек получает какие-то модели, часто не самые удачные, и недополучает некоторых удачных моделей (поведения, отношения, построения отношений).
Но это скорее не "проблема нищасного детства", а нормальная задача развития: постановки задач, обучения, тренировки, - для подростка и тем более взрослого человека.