Нет оснований ждать простых слов при объяснении вероятно самой актуальной, исторической проблемы науки и общества вообще. Конечно, вполне можно ограничиться, например, таким утверждением: холизм является объяснением всего в качестве элемента более сложных объектов реальности или как части целого. Но такая трактовка не указывает инструментальности самого процесса или технологии такого объяснения с тем, чтобы усвоить ее и применять в повседневной жизни. Поэтому и актуально осознание и осмысление подоплеки данной проблемы и поиск плодотворного её решения.
Концепция вопроса базируется на доктринальной трактовке мышления и отражает доктринальную форму науки, игнорирование философского проекта науки древних греков – разработку науки о науке как основания теоретизации всех наук с помощью диалектики и логики. Философский проект науки стал основой субстанционализма, эссенциализма, сциентизма и др. параметров развития науки. И хотя философией многое познано, но в целом не произошло превращения логического мышления в «наше лучшее орудие труда и острейшее оружие». В связи с этим логика не вытеснила оппонирующие ей течения мысли, что и стало основой господства доктринальной науки и признания многообразия форм мышления, называя им множества знаний о каждом объекте реальности. Так возникла и доктрина холистического мышления. И она не безосновательна. Её можно осмыслить с помощью кумулятивного ряда единство – целостность - системность.
Платоновский диалог «Парменид» посвящен осмыслению единства и многообразия. На основе такого подхода возникли идеи об актуальности целостного объяснения реальности, осмысление чего и стало содержанием концепции холистического мышления. И вполне рационален подход к пониманию всех объектов как элемента единого целого. И не подлежит сомнению актуальность когнитивного потенциала логического мышления для уразумения данной истины. Давно осознано то, что достигнуть такого познания можно системной трактовкой объектов с помощью логики, диалектики или в целом диалектической логики.
Альтернатива постановки вопроса базируется
на признании мышлением только строго детерминированных правилами процессов обработки информации, являющихся субстанцией математики и логики. В виду этого нет оснований признания мышлением множества знаний о каждом объекте реальности, в т. ч. о познании всего как элементов единого целого. Только логика обеспечивает все это, но для этого надо усвоить не ее знания, а умение применять их при познании каждого объекта реальности. Версия такого ее объяснения представлена в уроках логического мышления на Ютубе с 2020 года