Добрый день!
На самом деле, многое в этом вопросе завязано на том, кто целевая аудитория сайта, ведь все мы разные, с разными потребностями и разным восприятием. Также, стоит учитывать, что для сектора b2b и b2c акценты на сайте могут быть расставлены иначе.
Безусловно есть базовые аспекты usability, которые стоит изначально продумывать при разработке сайта (либо дорабатывать в процессе эксплуатации, если они не были учтены):
Если он не найдет ответ на этот вопрос, он покинет сайт, вы упустите клиента, а его быстрый уход с сайта повлияет на показатель отказов (сайт с высоким показателем отказов оказывается в немилости у поисковых систем, а это не нужно ни одному бизнесу)
Пример: введем запрос в поиске "чашки петри" (почему-то именно этот запрос предложил мне яндекс в подсказках :)
Переходим на первые попавшиеся сайты, изучаем шапку в которой присутствует дескриптор (понятно, что в описанном примере ключевой запрос вполне конкретный и я перехожу на карточку товаров, но если ввести более общий запрос, то дескриптор будет иметь большую ценность).
Итак, пример 1:
Мы четко видим, что у сайта есть описание - "Современные средства дезинфекции и медицинское оборудование", то есть я, как пользователь понимаю, что я попала на сайт, который может мне предложить средства дезинфекции и медицинское оборудование.
Пример 2 (все тот же запрос "чашки петри"):
Дескриптор отсутствует и у пользователя могут возникнуть сомнения, точно ли это та компания, которая ему нужна.
Помимо дескриптора, в шапке сайта должны обязательно присутствовать такие элементы как:
Конечно, помимо наличия описанных элементов, важно, чтобы сайт был выдержан в определенной стилистике (цветовая гамма, типографика), чтобы не было путаница с элементами (какие кликабельны, а какие нет). В целом, на сайте не должно быть элементов, которые могут вводить пользователя в заблуждение.
Сравним шапки сайтов в одной тематике (десктоп (ПК) версии):
Пример №1:
Что мы видим:
Чего не достает:
Что возможно лишнее:
Не совсем понятно, зачем раздел "новости" вынесен в шапку сайта (логичнее было бы вывести "акции" (спецпредложения) т.к. новости, могут интересовать пользователей, которые уже являются клиентами, а вот для новых клиентов актуальнее было бы ознакомиться с акционными предложениями.
Пример №2:
Что мы видим:
В целом все необходимые элементы а шапке присутствуют, однако их положение несколько непривычно (требует перестановки) и присутствует излишняя информация:
Пример №3:
Что мы видим:
В данном примере, центральную часть шапки занимает авторизация на сайте, что в корни неверно, т.к. авторизация/регистрация далеко не первое, что нужно потенциальном клиенту при покупки автозапчастей, сначала ему необходимо принять решение о том, что компания отвечает его потребностям, определиться с покупкой и только потом оформлять заказ.
В целом, представленная компоновка элементов нелогична и непоследовательно.
Схематичный прототип шапки, который можно было бы предложить для данной тематике (разработанный мной вариант):
Что мы видим:
То есть на прототипе, мы видим все элементы, которые важны потенциальному клиенту.
Как ни странно, я до сих пор часто встречаю сайты у которых продумана версия для ПК (десктоп), но отсутствует адаптив. Ниже, я приведу примеры подобных сайтов, а пока хочется сказать пару слов, чем отличается восприятие на десктопе, например от смартфона:
Важно помнить, что элементы, которые занимают существенную часть экрана на ПК, могут попросту не уместиться на экрана смартфона. Например, если мы говорим о слайдере с баннерами, они не должны занимать весь первый экран телефона, в первую очередь, пользователь попадая на сайт со смартфона должен понимать куда он попал и иметь возможность оперативно связаться.
Важный текст на сайте должен восприниматься легко. Шрифты не должны быть мелкими и слишком крупными.
Формы заявок должны иметь минимальное количество полей и так, где это возможно необходимо использовать маски ввода (подсказки) для того, чтобы пользователь мог максимально оперативно ввести данные.
Сайт автозапчастей разобрали, теперь можно посмотреть на сайты продающие косметику:)
Пример (дескоп):
Адаптив:
Ключевые моменты:
Стоит отметить, что отсутствие номера телефона в интернет-магазине (в моб.версии) довольно частая практика хотя в корни неверная, т.к. клиент может захотеть узнать наличие товара на складе, уточнить характеристики или свойства товара, узнать условия и сроки доставки и т.п.
Это минимум, который сразу бросается в глаза.
Подводя итоги, хочется сказать, что на сегодня продуманное юзабилити сайта является ключевым фактором влияющим на конечную конверсию.
Спасибо за внимание!
Если реклама меня не устраивает, я ее просто удаляю или не читаю
Здесь все поня тно.