Христианская церковь много дерьма сделала людям. В 14-15 веках в Великом Новгороде вспыхнул бунт против церкви. Люди возмущались и говорили, что «Христос днесь на земле церкви не имат», а православные священники — сплошь «пьяницы», «ядят и пьют с пьяницами, и взымають от них злато и сребро и порты», и поставлены «по мзде», то есть купили свои должности. Картинка ну очень знакомая, как будто и не прошло 600 лет.
Молокане, молоканцы, мокрые молокане, молокане прыгуны, молокане субботники, скопцы и т.д. называют себя духовными христианами. Они были поставлены церковью вне закона за то, что пили молоко во время постов. Ну что тут может быть такого преступного, чтобы пить молоко во время поста. Ан нет, еретиками их назвала церковь.
В те времена посты в общей сложности составляли 200 дней из 365 дней в году. Православная церковь запрещала пить молоко во время поста. Молокане этому воспротивились. Хотя, это было не единственное их идеологическое расхождение с православием. Они считают греховным употребление в пищу свинины и спиртного, табакокурение и употребление наркотиков. Некоторые из них не поклоняются иконам, не крестятся, не признают святых.
Правда, запрет на молоко во время постов существовал не всегда. Несторианская церковь в 11 веке, с тем чтобы обратить в христианство более 200 000 тюркских семей, у которых мясо и молоко были основным источником пропитания, разрешила пить молоко во время поста. Это событие, видимо, и дало толчок образованию различных христианских сект, таких как молокане.
Впервые термин «Молокане» появилось в 1670-х годах. Так называли людей, которые пили молоко во время поста. Однако, как считают исследователи, в частности Безносов в своей книге, это были духовные христиане, духоборы, которые не имели никаких связей с группой людей, известной позже как молоканцы.
Молоканцы в 1779/80 гг. откололись от духоборов, потому что они считали, что духоборы пренебрегли Библией, считая, что Бог поместил Слово прямо в их сердца. Молоканцы же почитали Библию. Основатель молокан Семен Матвеев Уклейн (1733-1809) был зятем лидера духоборов Илариона Поберохина (1720-1792). Безносов писал в своей книге «Восприятие в религиозном пространстве», 2016 год) ): «Вскоре (примерно в 1779-1780 гг.) группа откололась от учеников Поберохина. Ее возглавлял его зять Симеон Уклейн, который не разделял мистического духа и самообогащения бывшего лидера и защищал потребность в текстах Евангелиий в церкви».
Молоканцы Уклайна, которые жили в Тамбове, начали создавать поселения вдоль Волги, осваивая юго-восточные границы России. Они распространяли идеологию молокан в Оренбургской, Саратовской и Астраханской областях.
Вмешательства графа Николая Зубова в 1795 году, фаворита царицы Екатерины Второй, позволило молоканам жить более-менее спокойно. Власть к ним относилась терпимо. Но царица поставила им одно условие – рост их приверженцев был категорически запрещен. Тех, кто игнорировал этот указ, ссылали или отправляли в тюрьму. В результате молокане были вынуждены заключать браки исключительно между собой.
Правительство стремилось удалить молокан из центральных областей. Их отправили на Кавказ (1833 г), в Армению и Азербайджан (1834 г.), в Украину (1830 годы), в Центральную Азию и Сибирь. Власти боялись, что их идеи быстро распространятся на крестьян.
В 1900 году в России насчитывалось более полумиллиона молокан. К 1912 году их осталось всего чуть больше ста тысяч.
Сейчас молокан можно встретить практически в каждом уголке земного шара. Они живут от США и Европы до Австраии,