Последние 20 лет очень много говорится про формирование у учеников не только знаний, но и навыков, особенно с использованием цифровых технологий. Иногда кажется, что эти разговоры и являются основным дискурсом современного образования. Некоторое время назад я осознал, что, удивительно, но воспитательная роль школы на фоне этого отошла не то, что на второй план – а перестала звучать вовсе. Это имеет свои причины – от того, что слово «воспитание» имеет неоднозначное восприятие «облучения добром» до откровенного навязывания школьникам определённых взглядов.
При этом как российские, так и зарубежные школы продолжают заниматься воспитанием – назовём его развитием личности. В российских школах обязательно наличие программ по воспитанию и классных часов, а за рубежом это принимает разные формы – как программ воспитания, так и наставничества или развития личности через формирование определённых навыков. На прошедшем в марте ММСО я модерировал сессию «Как воспитывать учеников через свободу выбора: обзор международных практик». Обобщив мировой и российский опыт, мы пришли к основным направлениям развития личности в школе XXI века:
🔸 Развитие субъектности, то есть привычки делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
🔸 Проведение событий, а не мероприятий. Отличие заключается в том, что событие оказывает трансформирующий эффект на личность за счёт эмоциональных переживаний или поиска ответов на ранее не стоявшие вопросы;
🔸 Формирование навыков, в том числе через совместную рефлексию. Это позволяет быть более готовым к меняющемуся миру – и меняться самим при необходимости;
🔸 Совместный поиск ответов на мировоззренческие и моральные вопросы – «сказать правду, или промолчать», «спасти ли кого-то ценой своей жизни», «жертвовать ли на благотворительность» и т.д. При этом важно понимать, что у каждого школьника может быть свой набор ответов – и он сформирует личный кодекс и собственную идентичность;
🔸 Реализация проектов, в ходе которых ученики осознают себя, свои интересы и учатся взаимодействовать.
▶️ Полную запись нашей дискуссии смотрите по
ссылке.