Когда к нам приходят родители, рассматривающие возможность перевода ребенка на семейное образование, то главной «страшилкой» чаще всего является социализация.
Если заглянуть в словарь, то социализация – это процесс усвоения человеком норм, ценностей, знаний, позволяющих функционировать как полноправный член общества.
Другими словами ребенок должен понимать, что в любом обществе приняты определенные правила поведения и, если ты хочешь в этом обществе раскрывать свой потенциал, развиваться, то должен принимать правила игры.
Если забрать ребенка из школы, закрыть дома и никуда не пускать, то, конечно, социализации не получится.
Но если вы забираете ребенка из школы, даже при условии, что учите его самостоятельно и водите на кружки и секции, то все получается.
Ведь ребенок в каждом месте понимает, какие требования к нему предъявляются здесь. Есть только маленький нюанс – дети изначально заинтересованы чем-то и общение происходит на уровне интересов.
Кто-то начнет утверждать, что в жизни приходится со всеми общаться! Согласны, что встречаются «всякие», но когда ты чувствуешь себя, знаешь, чего ты хочешь, что тебе приносит радость открытий, то не будешь тратить свои жизненные ресурсы на общение «на всякий случай», чтобы только знать, что люди бывают разные и не всех интересует развитие. Даже если эти встречи и произойдут, то, наверное, лучше, если это будет в старшем возрасте, с более устойчивой психикой и пониманием, что такое плохо…
В нашей школе мы практикуем осознанное развивающее общение. То, что сейчас прописано (и во многих моментах очень правильно) в государственных образовательных стандартах нового поколения об инклюзивных пространствах .
Мы разработали 2 варианта:
В первом ученика с особенностями развития помещаем в класс с обычными детьми. Отношение к ученику взрослых – учителей настраивает ребят на бережное общение, помощь и поддержку к такому однокласснику. Семейный подход помогает легче принять особенности другого человека. Поистине происходит чудо, когда такие дети начинают шаг за шагом осваивать то, что раннее было не под силу, начинают чувствовать поддержку других людей.
Во втором случае мы ребят с более серьезными (8 вид умственная отсталость, аутичный спектр и т.д.) обучаем отдельно. Занятия ведет дефектолог по индивидуально образовательной программе, а перемены ребята проводят вместе. Такое общение помогает начать говорить начать принимать участие в играх, праздниках. Иногда, чтобы пойти поиграть с ребятами, они быстрее делают задание, которое не выполнили на уроке…
Для всех ребят мы формируем среду опережающего развития. В условиях объединенных классов старший дает пример младшим, а младшие на практике видят применение изученных тем в следующем классе, понимая материал, выполняют задания старшего класса. Каждый год происходит смена ролей: старшие становятся младшими, а младшие принимают ответственность старших.
Общие прогулки, перемены в спортзале помогают подружиться со всеми ребятами, наладить общение, решить общие вопросы.
А театральные постановки, семейные чаепития объединяют не только ребят всей школы (1-9 классы), но и родителей.