Маркировка товара для маркетплейсов, ужесточение контроля
Согласно Постановлению Правительства РФ №1351, с 1 марта 2023 года вступают в силу изменения, связанные с продажей маркированных товаров через маркетплейсы. Новые требования коснутся практически всех категорий продукции. Список исключений, которые не подлежат обязательной маркировке содержится в Распоряжении Правительства РФ № 2402.
Это означает, что с 1 марта 2023 года, маркетплейсы обязаны будут самостоятельно передавать сведения в национальную систему «Честный знак» о движениях маркированного товара – от поступления в распределительный центр до выдачи покупателю. Продажа немаркированных товаров на маркетплейсах станет невозможной, что поможет исключить возможность продажи поддельной и контрафактной продукции.
До недавнего времени, маркетплейсы не считались участниками рынка маркированной продукции, так как агрегатор отвечает исключительно за хранение, логистику и прием платежей от покупателей. С введением поправок, любой сайт, осуществляющий дистанционную продажу, автоматически становится участником оборота, поэтому обязан осуществлять контроль маркировки продукции продавцами.
Что изменится для продавцов
Продавцы обязаны будут самостоятельно заниматься маркировкой продукции, без нее они не смогут осуществлять продажу, так как изделие будет определяться как неопознанное. Крупные торговые площадки уже сейчас не принимают немаркированную продукцию для размещения на своих сайтах.
На продукцию, произведенную в России, коды маркировки наносит изготовитель, поэтому реализатору не потребуется предпринимать дополнительных действий. Процесс нанесения кодов маркировки на импортную продукцию более сложный и состоит из нескольких этапов:
продавец регистрируется в системе «Честный знак» отправляет запрос с данными о товаре;
система проверяет происхождение и подлинность;
после успешной проверки на подлинность, генерируется код Data Matrix.
Если проверка на подлинность не была пройдена, то есть был выявлен факт контрафакта, то код маркировки выдан не будет. Это значит, что разместить данное изделие на маркетплейсах не получится. Кроме этого, крупные агрегаторы имеют общую базу, куда включают продавцов, торгующих контрафактной продукцией.
Код может быть нанесен на сам товар и упаковку, допускается нанесение на ярлыки и этикетки. Одним из главных условий является использование специального оборудования и стойких красителей, чтобы исключить возможность стирания маркировки. При сборе заказов на маркетплейсах, продавцы и сотрудники РЦ должны следить, чтобы коды присутствовали на самом товаре, на индивидуальной и общей упаковке.
Штрафы за отсутствие маркировки
За продажу товаров без маркировки будет оштрафован как продавец нелегальной продукции, так и электронная торговая площадка. Размер штрафа будет определяться типом нарушения, а также степенью ответственности. Штраф могут получить компании-реализаторы, а также должностные лица, допустивших попадание контрафактной продукции на торговую площадку.