Фильм Усуляка «Тихий Дон» - шедевр в российском кинематографе , созданный за последние 30 лет. К нему он шёл через многие свои экранизации. Мне кажется, что в своём сериале показал то, что хотел, но не мог написать Шолохов в своём романе "Тихий Дон". Бесспорной удачей всего фильма достоверность в изображении всего уклада и быта Донского казачества, обычаев и великолепное исполнение всеми актёрами своих образов. Известно, что все выдающиеся кинорежиссёры ( Герасимов, Рязанов и др.) приглашали в свои фильмы, «своих» актёров. С. Урсуляк - не исключение. В экранизации «Тихий Дон» заняты то же «свои» Урсуляку артисты. И каждый – точное попадание в образ. И начать хочется с отца Григория Мелехова, Пантелея Мелехова - главы рода и потомственного Донского казака, славно послужившего Отечеству, георгиевскому кавалеру и инвалиду войны, авторитету станичников с таким блеском, достоверностью сыгранного С. Маковецким. Думается, что это наибольшая удача из всего огромного числа, также талантливо исполненными, ролями в других фильмах. Сегодня С Маковецкий - актёр , по своему актёрскому дарованию уже стал рядом с такими выдающимися кинозвёздами прошлого, как М. Ульянов, В.Лановой и др. Роли Стариков- кубанских казаков - безусловно удача и режиссера и актёров. Кадры, где сваты, один из которых кровно обижен (отец Натальи) унижением своей дочери, находит полное сочувствие и раскаивание у другого. Здесь Маковецкий показывает «высший пилотаж» актёрского попадания в образ. И таких сцен в экранизации много. Ткачук - Григорий в фильме Тихий Дон- лучшее, что создано этим великолепным, достаточно молодым, актёром. Он к образу Григория Шолохова ближе, чем у Герасимова Глебов. От серии к серии у Урсуляка Григорий превращается из молодого казака- самца, рано испытавшего чувства обладания женщиной и не имеющего определённых жизненных принципов, кроме казачьей гордости, в человека, в образ которого и Шолохов, и С.Урсуляк вложили основную идею фильма - поиска той правды, которую найти невозможно. Прекрасно вписалась в образ Натальи Д. Урсуляк. Она даже ближе к Шолоховской , чем Кириенко у Герасимова, несмотря на её бесспорное мастерство. И Аксинья, в исполнении П. Чернышовой, убедительна, хотя она совсем другая, чем Быстрицкая. Во всём видна рука талантливого режиссера. Великолепно выстроен весь сериал, держит зрителя до последней минуты. И к месту "по мотивам романа "Тихий Дон", а не по роману. Думаю, что сам Шолохов подписался бы под такой трактовкой. Многое в истории России после революции 1917 г сегодня видится по другому. «Большое видится на расстоянии» История прихода Советской Власти на Дон полна драматизма и несправедливости по отношению к Донскому Казачеству, в том числе и ошибок «большевиков», с подачи Троцкого, превративших крепких хозяев, свободолюбивых и гордых - в злейших врагов Советской Власти. Роман Шолохова и про это, что читается между строк романа. Думается, что Шолохов в то время не мог всего написать. Это удалось прочесть Урсуляку в своей экранизации. Киноэпопея Урсуляка завершается так же, как и роман Шолохова, возвращением Григория Мелехова к родному куреню. Победил в кровавой борьбе Михаил Кошевой. Но правда и справедливость на стороне Григория. Он понял жестокую бессмысленность этой кровавой бани между «белыми» и « красными» казаками. Он осознал свою вину и то, что и его душа и руки в крови и казнит себя за это. А это- путь к возвращению к нормальной жизни: пахать землю, растить детей. Этого не понял Кошевой, поэтому хорошего от него ожидать трудно. Жаль, что сегодня а России нет традиции присуждать госпремии и награды за выдающиеся кинопроизведения. За 30 лет постсоветского периода это первая, по настоящему мастерски , сделанная киноэпопея.