Кайнозойская эра. Палеогеновый период. Плейстоцен. Древнейший Каменный век. Африка. Австралопитеки. Производительная деятельность. Значимость эолитов - естественных орудий труда. 2 660 000 до н.э.
Первоначальной техникой приспособления гоминидами деревянных и костяных орудий, вероятнее всего, была техника их обработки зубами. Зубами человекообразные обезьяны и человекоподобные приматы, значит, и гоминиды, обрабатывают ветки, палки, сдирают с них кору и лыко, заостряют их концы.
Заострять камни зубами не получалось - камни крепче, твёрже, прочнее любых зубов. Однако те же человекообразные обезьяны и человекоподобные приматы успешно разбивают камнями, как молотами, скорлупы твёрдых орехов, дробят черепа и кости павших животных и врагов.
При этом, несомненно, ударные камни-молоты могли разбиваться на части, которые неизбежно и естественно имели острые края, вершины, зазубрины. Такими каменными осколками легче было рубить прочную кожу (шкуру) павших животных, разрубать сухожилия, отделять от костей мясо, счищать его, соскабливать.
Попробовав однажды специально расколоть сильным ударом камня-молота по камню-наковальне, гоминиды (вероятнее всего, африканские австралопитеки) впервые обрели возможность и способность не только использовать камни в качестве орудия, но и приспосабливать камни, изготавливая из них случайно заострённые в результате разбивания и раскалывания орудия труда.
Эта техника, ставшая рефлекторно-инстинктивной привычкой, стала универсальной и существует до настоящего времени. Например, тасманийцы будут изготавливать орудия, ударяя камнем о скалу или другой более массивный камень и выбирая из получившихся осколков наиболее подходящие куски. При этом кидающий камень тасманиец рефлекторно отскакивает в сторону, широко расставляя ноги в стороны, чтобы не быть пораненным осколками камня.
Такая техника производства каменных орудий является случайной, в результате получались эолиты – естественные каменные орудия.
Однако производство эолитов означало, что теперь подходящие куски камня не надо было искать, пересекая большие и опасные пространства. Теперь необходимые орудия можно было изготовить в любом месте, где были подходящие камни.
Эолиты больше всего подходили для выполнения таких актов животного труда, как разрезание и сдирание шкуры с умершего или убитого животного, разделка его туши, отделение и раздробление костей. Разделка туш умерших крупных животных гоминидами вообще невозможна без применения деревянных, костяных и каменных орудий. Поэтому развитие производственной деятельности австралопитеков было неизбежным.
Производство эолитов, костяных и деревянных орудий труда было естественной и инстинктивной необходимостью и постепенно стало реальной и действительной (объективной, фактической) потребностью, привычкой, способом, методом, обычаем, традицией, передаваемой из поколения в поколение методом показа и дрессуры (обучения).
Эолиты и другие орудия животного труда приобрели уникальные свойства значимости (ценности).
Превратившись в жизненную необходимость, все пригодные к использованию, особенно, приспособленные или созданные для определённых целей орудия труда, охоты и боя приобрели значимость сравнимую с детёнышами.
Изготовленное или приспособленное остро необходимое орудие стало своим, дорогим и близким, нужным. Потеря такого орудия естественно и неизбежно вызывала чувство тревоги, горя, беспомощности.
Орудия труда приобрели свойства близкого и дорого сердцу существа, безмолвного, но существа - живого, то есть одухотворённого образным впечатлением и эйдетической (зрительной) памятью.
Причём для самцов самыми близкими, ценными и дорогими стали орудия-оружие, прежде всего, ударно-колющие орудия - будущие палки-дубинки, колы-копья, ручные рубила, костяные и каменные резцы и ножи). Для самок самыми близкими, ценными и дорогими стали бытовые орудия, прежде всего, палки-копалки, разнообразные деревянные, костяные и каменные резцы-ножи, скребки, проколки.
Пока же австралопитеки применяют в качестве орудий всё, что попадается им на путях следования в поисках пищи и безопасных мест обитания.